«Советы юному музыканту» Роберт Шуман, 1850 г.

- Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то- же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

- Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

- Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

- Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

- Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

- Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

- Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

- Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

- Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

- Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

- Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

- Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

- Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

- Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

- Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

- Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

- Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

- Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

- Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

- Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

- Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

- Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

- Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

- Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра.

- Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

- Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

- Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

- Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

- Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

- Нет конца учению.